Патриотизм играет важную роль в национальной идентичности и молодежной культуре. Патриотизм – это не просто чувство привязанности к родной стране, это многогранное понятие, которое молодежь наполняет различными смыслами.
На этой неделе в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королёва состоялось обсуждение результатов социологического исследования, посвященного изучению смыслов и видов патриотизма в молодежной среде региона. Дискуссия собрала студентов, преподавателей, ученых и представителей общественных организаций для анализа восприятия такого явления, как патриотизм, молодежью Самарской области. Исследование проводилось коллективом ученых социологического факультета в качестве продолжения проекта "Идентичности и практики консолидации молодежи: региональный аспект", поддержанного губернским грантом в области науки и техники.
Целями исследования в 2024 году стали изучение отношения современной молодежи к патриотизму, понимание этого явления, а также анализ влияния событий, вследствие которых у молодых людей формируются патриотические чувства. Социологи использовали как количественные, так и качественные методы опросов, а также проанализировали итоги конкурса рецензий на литературные произведения.
Открыла дискуссию Светлана Митрофанова, руководитель проекта, доцент кафедры социологии политических и региональных процессов. Она подчеркнула важность темы: "Мы предполагаем, что студенты, обладающие определенными навыками, склонны вступать в различные объединения. В прошлом году мы проверили эту гипотезу и подтвердили ее. В этом году, продолжая наш проект, мы решили сосредоточиться на изучении смыслов и видов патриотизма среди молодежи. Актуальность нашего проекта объясняется как общей ситуацией в российском обществе, так и процессами, происходящими на региональном уровне. Мы уверены, что условия взросления молодежи сегодня отличаются от тех, что были у их родителей, бабушек и дедушек, и сегодня нам важно обсудить это с вами".
Ольга Малаканова, доцент кафедры социологии и культурологии, продолжила тему, подчеркивая: "Мы обсуждаем очень интересную и в то же время противоречивую тему о молодежи и патриотизме. В последнее время стало модным использовать поколенческий подход для изучения таких вопросов, и я считаю этот подход обоснованным. Анализ проведенных исследований показывает, что молодежь сегодня часто не готова изменять социальную реальность, предпочитая оставаться в наблюдательной позиции". В то же время она отметила, что молодые люди обладают такими чертами, как стремление к личному успеху и творческий подход, что отражает их восприимчивость к новым видам деятельности: "Нашей задачей являются изучение и использование их языка и прожитого ими социального опыта для лучшего понимания ценностей молодого поколения, их мотивации при осознании важных исторических событий".
Юлия Васькина, заведующая кафедрой социологии и культурологии, представила данные анкетного опроса: "В исследовании приняли участие 922 респондента, что позволяет получить репрезентативные данные для анализа формирования такого понятия, как патриотизм. Один из ключевых аспектов исследования касался понимания микрофакторов и макрофакторов, влияющих на патриотизм. Микрофакторы включают в себя влияние семьи и близких друзей, культурное окружение и потребление информации от блогеров и других неофициальных источников. Макрофакторы охватывают более глобальные явления, такие как экономическая и политическая ситуация в стране, события федерального уровня, сообщения официальных СМИ".
Особое внимание было уделено патриотическим мероприятиям, участие в которых молодых людей оценивалось по уровню: всероссийское, региональное, городское и внутриуниверситетское.
Неожиданным открытием стало то, как респонденты ассоциируют себя с различными видами патриотизма. Те, кто воспринимает патриотизм как созидательную деятельность, чаще считают себя патриотами, в отличие от тех, кто ассоциирует его с защитой от внешних "нападок". Это выявило внутренний конфликт и желание видеть понятие "патриотизм" в более конструктивном свете.
Анастасия Богомолова, старший преподаватель кафедры социологии политических и региональных процессов, представила качественные данные об исследовании. Так, экспертами выступили проректоры вузов Самарской области, руководители отделов по воспитательной работе. Представители общественных организаций отметили ряд проблем, с которыми сталкиваются специалисты в сфере патриотического воспитания: бюрократизация процессов, отсутствие единой идеологии и устаревшие формы работы. Для успешного патриотического воспитания необходимо пересмотреть подходы и адаптировать их к современным условиям, учитывая интересы и потребности молодежи.
Анастасия Богомолова акцентировала внимание на важности патриотического воспитания, отметив: "Важно не только обсуждать эти понятия в теории, но и внедрять их в практическую деятельность". Она также обратила внимание на роль семьи и средств массовой информации в формировании патриотических чувств молодежи.
Анна Пустарнакова, доцент кафедры социологии и культурологии, поделилась результатами качественной части исследования, посвященной различиям в понимании понятий "национальный лидер" и "национальный герой" среди студентов. Предоставив также мнение экспертов, она подчеркнула важность этого исследования для педагогического и воспитательного процесса в образовательных учреждениях: "В условиях современного мира, где идет активная борьба за умы и сердца молодежи, крайне важно понимать, какие ориентиры и примеры значимы для молодого поколения".
Эксперты высказали мнение, что современная молодежь больше выделяет исторических личностей в качестве национальных героев и лидеров. Студенты проявляют большую заинтересованность к историческим фигурам – Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Александру Суворову и другим. Это часто связано с доблестью и достижениями, которые они воплощают. Среди современных лидеров, как отметили эксперты, студенты часто называют президента России. Кроме того, возрастающую популярность обретают знаменитые деятели науки и технологий.
Светлана Митрофанова, доцент кафедры социологии политических и региональных процессов, подняла вопрос о междисциплинарности в образовании: "Мы живем в эпоху, когда содержание образовательного курса "Основы российской государственности" включает различные аспекты общественных наук, комбинируя их для создания более целостной картины. Интересно, что эксперты предлагают улучшить содержание этого образовательного курса, подчеркивая важность добавления исторических аспектов для борьбы с дезинформацией. Например, они предлагают внедрить информацию о знаковых исторических событиях и о роли личностей в истории России, что совершенно оправданно, учитывая текущее состояние общественного мнения, особенно среди молодежи".
Светлана Митрофанова обратила внимание на важность онлайн-курса "Основы российской государственности", который предоставляет нашим студентам уникальную возможность углубиться в изучение ключевых аспектов российской государственности с опытными преподавателями: заведующим кафедрой Виктором Кузнецовым, Анастасией Богомоловой, Татьяной Силантьевой, Марией Михейкиной и Дмитрием Слатовым. "Наше сотрудничество, основанное на высоком уровне профессионализма и взаимном уважении, позволяет создать качественные образовательные ресурсы для студентов. Несмотря на удобство онлайн-формата, наши семинары показали, что многие студенты все же предпочитают живое общение и взаимодействие в аудитории. Это подчеркивает важность личного контакта в образовательном процессе, который не может быть полностью заменен цифровыми платформами. Мы должны не только предоставлять знания, но и помогать студентам осознавать природу информации, которую они получают, критически анализировать ее и формировать собственное мнение. В конечном итоге мы стремимся не навязывать своей позиции, а вовлечь студентов в совместный процесс формирования их мировоззрения, что, безусловно, будет способствовать их развитию как личности и гражданина в нашем обществе", – отметила она.
По итогам социологического исследования 82,9% студентов считают себя патриотами, при этом у молодых людей преобладает гражданское понимание патриотизма как активности на благо своей страны и её граждан (73,9%). Патриотизм у молодежи формируется в школьном возрасте (71,9%), причем 58,5% респондентов отмечают, что это происходит "низовым" способом.
Среди художественных произведений, формирующих патриотическое чувство, студенты выделили такие фильмы, как "Т-34", сериал "Патриот", а также книги и фильмы "А зори здесь тихие", "Судьба человека", "Война и мир". События, которыми студенты гордятся, включают спортивные достижения, такие как участие в Олимпийских играх, и другие значимые мероприятия. Кроме того, факт участия в патриотических мероприятиях отметили около трети опрошенных.
Таким образом, проведенное исследование подчеркивает многообразие взглядов молодежи на патриотизм и демонстрирует важность вовлечения студентов в обсуждение значимых социокультурных вопросов. Обсуждение результатов исследования стало платформой для будущих инициатив по улучшению патриотического воспитания молодежи Самарской области. Результаты исследования уже нашли отражение в ряде публикаций коллектива авторов, реализующих проект.
Семинар завершился подведением итогов конкурса рецензий, являющегося одним из важных этапов проводимого исследования в рамках проекта "Смыслы и виды патриотизма в молодежной среде: региональный аспект". Анализ полученных текстов позволил построить карту смыслов патриотизма, сформированных у современной молодежи Самарского региона, и провести сравнительный анализ с мнениями экспертов. В конкурсе приняли участие 82 студента из разных вузов Самары, включая 67 представителей Самарского университета им. Королёва, 12 участников из Самарского государственного института культуры (СГИК) и 3 студентов из Самарского государственного медицинского университета. Большинство участников для написания своих рецензий выбирали произведения из отечественной классической литературы, что подчеркивает их интерес и приверженность национальным культурным ценностям. Конкурс рецензий позволил обратить внимание и на интересные современные тексты, посвященные патриотизму. Например, это книга Эдуарда Веркина "Облачный полк" (рецензия студентки СГИК Полины Долгих) и Анны Долгаревой – цикл "Осенние молитвы" (рецензия студентки СГИК Гаврилиной Екатерины). Церемония награждения победителей была проведена с участием заместителя декана социологического факультета по научной работе Светланы Николаевны Фазульяновой. Всем дипломантам были вручены ценные подарки от Совета ректоров вузов Самарской области.
Кроме того, одной из ключевых составляющих мероприятия стала презентация карты смыслов понятия "патриотизм", которая наглядно отразила различные интерпретации и восприятие этого важного понятия в молодежной среде.
Справочно:
Приглашенные гости:
Илья Судин, руководитель центра патриотического воспитания молодежи ГБУ СО "Агентство по реализации молодежной политики";
Денис Неверов, руководитель АНО военно-патриотический клуб "СПАС";
Лилит Гиносян, департамент внутренней политики Самарской области;
Дарья Семирозубова, молодежная Избирательная комиссия Самарской области.
Цель проекта – выявить и охарактеризовать смыслы и виды патриотизма современной молодежи в Самарской области.
Руководитель проекта: кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии политических и региональных процессов, доцент кафедры социологии и культурологии Светлана Митрофанова.
Исполнители:
заведующая кафедрой социологии и культурологии, кандидат социологических наук, доцент Юлия Васькина;
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы Людмила Вандышева;
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и культурологии Ольга Малаканова;
старший преподаватель кафедры социологии политических и региональных процессов Анастасия Богомолова;
доцент кафедры социологии и культурологии Анна Пустарнакова.
Победители конкурса литературных рецензий в рамках грантового проекта "Смыслы и виды патриотизма в молодежной среде: региональный аспект":
I место – Полина Долгих (СГИК).
I место – Екатерина Гаврилина (СГИК).
II место – Александра Лушина (Самарский университет им. Королёва, филологический факультет, специальность "Русская филология").
II место – Даниил Муравьев (Самарский университет им. Королёва, социологический факультет, специальность "Социология").
II место – Ружена Насырова (Самарский университет им. Королёва, ИАРКТ, специальность "Астродинамика и механика космических систем").
III место – Ангелина Елисова (Самарский университет им. Королёва, ИАРКТ, специальность "Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов").
III место – Дарья Кафорина (Самарский университет им. Королёва, психологический факультет, специальность "Психология").
III место – Каролина Левина (Самарский университет им. Королёва, социологический факультет, специальность "Социальная работа").
III место – Данил Пронин (Самарский университет им. Королева, социологический факультет, специальность "Социальная работа").